Анна зарембо
Про топор войны


...Мы виновными были, изменяли, обирали, порочили, поступали криводушно и преступно, злоумышляли, хищничествовали, возводили ложь, давали дурные советы, лгали, насмехались...».


Молитва Судного Дня "Видуй" (Исповедание грехов)



Я не люблю споров, особенно, когда оппонент тебя совсем не слышит. Мне сразу становится невыносимо скучно, как в том анекдоте:

  • — Можно с вами познакомится? — Не стоит, вам будет со мной непонятно, а мне с вами скучно — Почему? — Ну вот видите, вам уже непонятно, а мне скучно.

Я не люблю обид. Особенно вот этих долгих, затаенных, любовно лелеемых годами. Я быстро перегораю. Уж лучше сразу потребовать сатисфакции и высказать все, что ты думаешь, чем таскать эту невысказанность в себе. Обиды, прощения, сожаления - это все про нас, а не про тех, кто тебя якобы обидел. И даже не про тех, кого обидел ты. Важно только то, что засело у тебя в голове.

Вообще, по моему убеждению обидеть человека невозможно. Он может обидеться только сам, если у него там внутри приготовлен соответсвующий крючок. Например, меня невозможно обидеть, назвав дурой. Не цепляет. Я точно знаю, что умная - у меня академических степеней, как у дурака фантиков и IQ 163, а еще я капитан команды экс-чемпионов Израиля по Что?Где?Когда? - так что, тут у меня все схвачено. Зато если "жирной коровой", например, то тут я цепляюсь сразу - пользуйтесь.

Я не люблю невыясненных отношений, они висят во мне как незакрытые окна в компьютере и тормозят страшно. Поэтому ежегодные ритуалы прощания перед Судным Днем очень приветствую, как прекрасную психогигиеническую процедуру. Я, правда, Судного Дня не жду, мне надо выяснить все сразу, но если кто такой привычки не имеет, то вот вам, пожалуйста, Йом Кипур. Только не путайте, это не про счеты с другими, это про счеты с самим собой.

Это ВЫ решаете, что сказали, сделали, подумали, пожелали что-то не то и хотите попросить прощения. ВАМ важно "очистить" это место в себе. А прощать вас никто не обязан. На мой вкус прощение это, вообще, не наша прерогатива. Это пусть там господь бог вместе с дорогим мирозданием разбираются. Для меня важно понять и высказать СВОЕ сожаление по поводу СВОИХ поступков. Если я обращаюсь к конкретному человеку, то я, скорее всего, скажу что-то вроде: "Я была неправа, мне очень жаль, я прошу у тебя прощения". Всегда в одну сторону. Неважно, прав или неправ был человек. Это пусть он сам с собой разбирается.

Если вы ощущаете, что сделали что-то не так, и "незакрытое окно" все время мигает, то есть смысл на время подвинуть ЧСВ (чувство собственной важности) в сторону и сказать ему "Сегодня не твой день". После этого сказать "Я ошибся, я сделал то-то и то-то. Мне стоило поступить иначе. Мне жаль, что я причинил боль этому человеку. Я хочу попросить у него прощения". А уж просить прощения в реальности или нет, это вопрос второй.

Очень часто обиды это война не очень Алых и не очень Белых роз. Война принципов, которые дороже людей, война детских самолюбий, война, объявленная моей собственной болью, зацепившейся за чье-то неосторожное слово...

Когда я прошу прощения, я уже готов отпустить свою обиду. Почему важно помнить, что прощение это для себя? Даже медицинские исследования показывают, что люди, умеющие прощать, меньше страдают от повышенного давления, лучше спят, меньше подвержены депрессиям и даже вирусным заболеваниям, т.е. их иммунная система намного крепче. Иногда и человека того уже нет, или мы давно не общаемся с ним, а нам вдруг важно выразить наше сожаление. И мы делаем это для себя, а не для него.

То же самое с прощением другого. Что же дает нам прощение? Как сказал один из учителей дзен-буддизма "Прощая, мы расстаемся с надеждой на лучшее прошлое".

Отказываясь простить человека, причинившего нам боль, мы упорно цепляемся за эту надежду на лучшее прошлое. Надеемся на то, что там, в прошлом месяце, в прошлом году, он станет добрее, понятливее, заботливее. Звучит абсурдно, но это чистая правда - мы отказываемся принимать реальность и тратим силы на то, чтобы спорить с прошлым. Простить означает разрешить прошлому быть таким, как оно есть, и оставить его там, не надрываясь под грузом горечи, обиды и злости.

Недаром слово "прощение" почти неотличимо от "прощания". Прощая мы прощаемся с ощущением жертвы, обиды, бесконечными «ах если б тогда…», которые незаметно, но старательно день за днем съедают наши силы.

Наверное, хорошо, что хотя бы у евреев есть один день в году, где мы "подводим счета", разрешаем себе сожалеть, прощать и просить прощения.


P.S. У религиозных евреев есть обычай. "Капорес" или "Капарот". Когда белую курицу крутят над головой собирая в несчастную птичку все грехи за год, а потом режут ее и отдают бедным. Некоторые упрощают процесс и ограничиваются мешочком с деньгами, который тоже можно повращать над головой, собрав туда все грехи и обиды и раздать нуждающимся. Как честная женщина должна предупредить, многие раввины считают это колдовским и языческим обрядом, неподобающим правоверному еврею. И, вообще, это придумали в Вавилоне, уже после написания Талмуда и всех его заповедей.

С другой стороны, раз это просто магический обряд, вы можете попробовать "очистить" свои грехи даже если вы не еврей. В конце концов, у нас пока еще не все евреи ))