Анна зарембо

Бездна голодных глаз

Кто ты?
— Я бездна. Бездна его печали, покинутости, одиночества, тоски, небытия.

— Так зачем ты здесь?
— Не зачем, а почему. Просто потому, что он человек. Любому положена бездна, и каждый вправе не смотреть в нее. Моя бездонность — то, что помогает ему убегать от меня, но я — то, что делает его живым. Я — его шанс ощущать свою жизнь проживаемой.

— Но ты же невыносима! Тебя нельзя постичь. Ты слишком пугаешь, особенно когда ты так близко.
— Я возвращаю ему его малость, освобождаю от великого, даю шанс радоваться тому, что есть.

— Но он не умеет, потому что все время бегает от тебя!
— Ну что ж, у каждого свои задачи. Я не могу быть никем иным. Я бездна.

Ирина Млодик "Карточный дом".


Сколько раз я слышала голос этой Бездны. Сколько раз отворачивалась и убегала от нее в ужасе. Сколько раз замирала на ее пороге, дав себе слово посмотреть на нее в этот раз хоть полминуты. Сколько раз я слышала крики тех, кто приходит ко мне за помощью "Зачем спрашивать себя "Кто я?", когда ты все равно упираешься в пустоту?"

Когда мы взрослеем? Когда у нас докторская степень, жена, дети, ипотека? Когда мы попробовали весь экстрим, до которого дотянулись? Когда, вскарабкавшись туда, куда так долго стремились вдруг ловим себя на мысли "И это все?" Когда ты тот главный, от кого зависит проект, а в нем еще три, пять или 10 тысяч человек?

Мне кажется, мы взрослеем, когда понимаем, что можем вынести невыносимое - то, что мама умерла, то, что я никогда не смогу иметь детей, то, что близкие не будут со мной рядом ВСЕГДА, то, что я могу стать совсем слабой. Ладно бы умереть, но стать вот этой некрасивой, вздорной старухой в инвалидной коляске?

Это моя личная бездна, которая живет рядом со мной. У каждого есть своя бездна со всеми страхами, непрожитыми эмоциями, фантазиями и бессознательными фигурами. Мне не прикоснуться к вашей бездне, а вам к моей. Бездну невозможно пройти насквозь раз и навсегда - у нее нет дна. От нее можно бегать очень долго, практически всю жизнь, пока смерть не разлучит, или, вернее, не соединит вас.

Иногда прикоснуться к бездне означает разрешать себе переживать чувства, не заметая их под ковер и не перекладывая в тех, кто подвернулся под руку. Если мне в эту минуту больно от того, что я ничтожество, я разрешаю этому болеть, я не делаю ничтожествами окружающих, если мне тревожно, я суечусь, если мне страшно, я боюсь, потому что на свете случаются по-настоящему страшные вещи.

Иногда прикоснуться к бездне означает вдохнуть свое полное одиночество и уметь с ним справиться. "Рядом могут быть близкие, но никто не Я". Очень непросто пережить это "никто не я", "никто не как я" и мне придется иметь дело с этими чужими, другими, "не я". А значит, я один и ухватиться, когда пошатнет, могу только за тот самый стержень, который отрастает внутри, когда мы учимся одиночеству, учимся не бояться его. Впрочем, об этом я уже писала:

"Нет-нет-нет, мы хотим сегодня. Неожиданное продолжение".

Иногда прикоснуться к бездне означает попробовать на вкус ощущения "никогда больше", "отсюда нет возврата", "это не по другому", "вот это ты не получишь". И продолжать с этим жить. И быть счастливым тем ярким, каждый раз "новеньким" счастьем, которое дает только дыхание твоей собственной бездны. Умение быть с ней. Умение быть живым. Отличать жизнь от нежизни.


"Когда живой - можно убить, и не страшно. Когда мертвый - тогда совсем дохлый, и тоже не страшно. А когда не мертвый и не живой... Или мертвый, но живой... Никакой. Да. Очень страшно. Очень-очень страшно. И сравнить не с чем..."

Г.Л. Олди "Бездна Голодных Глаз. Том 2 Живущий в Последний Раз".

Поделиться статьей