Анна зарембо

Свобода "от" и свобода "для"

12 числа месяца Ниссана евреи сбежали-таки из Египта с его пирамидами, фараонами и полноводным Нилом, что мы собственно и празднуем в Песах страшно сказать уже больше трех тысяч лет.
Праздник Песах содержит в себе бесконечное количество символических смыслов в израильской культуре. Я не осматриваю со свечкой дом в поисках завалявшихся крошек квасного и не достаю посуду «кошерную исключительно для Песаха». При этом я каждый раз думаю, что традиция призывает нас перетрясти и все уголки нашей души в поисках капель раба, не выдавленных давным-давно и оставшихся где-то в тени.

Так что, во время уборки перед Песахом, не помешает хорошенько почистить и проветрить содержимое головы. А ежегодный рассказ об Исходе, заповеданный еврейской традицией, помогает нам в каждом поколении помнить, что, в сущности, мы каждый раз выходим и выходим из собственного Египта.

Если взглянуть на это именно так, исход из рабства к свободе становится сугубо личным. И каждый из нас ищет этот выход из клубка собственных противоречий. Поэтому каждый год я думаю об этом исходе из внутреннего рабства к внутренней свободе.

Сегодня я задумалась не только о том, от чего мы хотели бы освободиться, но и зачем? Помните, наверное, про свободу «от» и свободу «для». Как-то принято думать, что свобода это всегда хорошо. И чем больше ты связан, тем хуже твоя жизнь, потому что очень важно быть самодостаточным и освобождаться от всего, что тебя ограничивает. «Количество связей уменьшает степень свободы» - одно из правил сопромата, если я не путаю. И это чистая правда. Если вы кого-то любите, вы точно не свободны.
«Лучше быть нужным, чем свободным» тоже не слишком вдохновляет, потому что побуждает все время оценивать свою нужность по какой-нибудь из принятых нынче линеек. Достаточно ли вы зарабатываете? Преуспеваете ли как мать или отец? А как профессионал? И о ужас, что делать, если ты стал кому-то не нужен или нужен уже не до полного слияния?

Чем дальше, тем больше понимаю, что для меня это про выбор. «И зачем только евреи ломанулись из Египта, где было так сытно и хорошо?» Фактически постоянная работа (и нет, евреи, несмотря на статус рабов, не только ворочали камни на постройке пирамид), спокойная размеренная жизнь из поколения в поколение. Ты словно в огромных роскошных покоях, запертых на все замки. Или в католическом браке с прекрасным человеком. Или связан пожизненным контрактом с любимой работой. Рабство. Жизнь без выбора.

Не так уж редко рабство бывает воображаемым. «Нет, я не могу поехать в отпуск, меня некому заменить», «только я могу его уложить (накормить, сделать с ним уроки, обсудить с ней поэтику Бодлера)», «я не могу этого сказать, она/он этого не выдержит».

Как правило, вы можете вполне добровольно выбирать свои степени свободы, особенно если вы с ними разобрались. Выбор обязательств не означает, что «я должен» превращается в «я хочу», как часто пишут, потому что есть вещи, про которые сказать «я делаю, потому что так хочу» просто язык не поворачивается. Я абсолютно не хочу делать утром упражнения, разгружать посудомоечную машину, а иногда даже работать любимую работу. Да что там, мне и зубы иногда чистить неохота. Но без этого моя жизнь будет совсем не такой, как мне хочется. То же самое относится и к обязательствам, которые мы берем по отношению к другим. «Я должен» превращается в «я так решил».

Кстати, десятки тысяч семей решили остаться в Египте, а не пошли таскаться с Моисеем через море да по пустыне. Так тоже можно.
Поделиться статьей